• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения

Статьи и интервью о монашестве

18 апреля - день рождения архимандрита Ипполита (Халина; 1928–2002) — одного из удивительных русских подвижников ХХ века, прошедшего школу монашества у глинских и валаамских старцев, а затем на Святой Горе Афон, настоятеля и духовника Рыльского Николаевского мужского монастыря, пастыря, воплотившего в своей жизни евангельский идеал любви.

Если у тебя нет великодушного отношения ко всем людям, к их немощам, то ты попадёшь в ту мельницу, где и сам будешь молоть, и тебя перемелют. И ты не сможешь вынести ни одной жизненной трудности, даже со стороны самого любимого человека.

"Великий пост – это время особой памяти о Боге. В эти дни Бог предстоит нашим духовным очам постоянно. И мы можем особенно почувствовать, что нам нужен только Он. Всё прочее мы можем иметь, а можем и не иметь. Земной успех, комфорт, уважение от людей, преуспеяние в трудах, возможность развивать свои природные дарования – от того, имеем мы это или нет, не зависит наше счастье. Но если мы не имеем Бога, живого общения с Ним, радости от Его любви – то мы не имеем ничего." игумения Домника (Коробейникова)

"Ты знаешь, - говорил мне отец Порфирий, - что монашеская жизнь - это не свобода, безмолвие и успокоение, но теснота, смирение и подчинение. Хотеть стать настоящим монахом и иметь для этого реальные шансы - это разные вещи. В основание монашеского подвига должна быть положена горячая любовь ко Христу." слова преподобного Порфирия Кавсокаливита, из книги "Цветослов советов"

«Человек некий прииде во врачебницу и вопрошаше врача, глаголя:
– Есть ли таковое врачевство, врачующее грехи?
Врач же, отвещав, рече:
– Есть. Прииди и возьми корень послушания, листвия терпения, цвет чистоты, плод добрых дел, изотри в котле безмолвия, всей в решете рассуждения, всыпли в горнец смирения, прилей воды из слез молитвенных, подгнети огнь Божественныя любви, покрый милостынею, и, егда учредится, посоли братолюбием, вкушай лжицею покаяния, и будешь здрав». схимонахиня Сарра (Потемкина)

 

Конференции и доклады о монашестве

28-29  января 2019 года в рамках ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась монашеская конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности» посвященная теме «Молодежь: свобода и ответственность».

1–2 ноября 2018 года в столице Республики Кипр г. Никосия состоялась международная конференция  - «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи».

26 октября 2018 года в Свято-Успенском женском монастыре г. Александрова впервые в Александровской епархии Владимирской митрополии в рамках IV Епархиальных Рождественских чтений состоялось заседание монашеской секции.

Книги о монашестве

«Афонский отечник» – это повествование в духе древних патериков о жизни и подвигах современных афонитов – жителей Святой Горы. Их слова исполнены глубины и Божественной мудрости, их аскеза дышит любовью к Богу, их жизнь есть неослабное горение духа... 

На вопрос современного человека: «Можем ли мы исполнить Христовы заповеди в наше время?» – автор книги, монах-святогорец, дает однозначный ответ: «Приидите и видите!».

«Приступая к постригу, мне, при помощи Божией, хотя вкратце, следует объяснить тебе значение воспринимаемого тобою святого ангельского образа. Блажен будешь ты перед ангелами и человеками, когда «Богу содействующу и молитвами святых потщишься подвижнически» соблюсти все обеты, которые лучше исполняются оставившими «все, еже в мире», и всем сердцем желающими работать Богу не по нужде, но добровольно, с любовию, верою, терпя без роптания всё случающееся до последнего своего вздоха, отсе­кая свою волю, ни в чем не оправдываясь и не противясь изменяющимся обстоятельствам и скорбностям иноческого жития, но относя их к Божию о нас промышлению для очищения грехов, для испытания (искуса) и будущего воздаяния (венца), как говорят это святые отцы, которые ободряли себя надеждою вечных благ, уготованных Господом нашим для возлюбивших Его всем сердцем, истинно последовавших Ему и послуживших в преподобии и правде всю жизнь...»

«Некоторые говорят, что монахи должны служить миру, чтобы не ели они народный хлеб дурно [даром]; но надо понять, в чем это служение и чем монах должен помогать миру.

Монах — молитвенник за весь мир; он плачет за весь мир; и в этом его главное дело...»

«Я написал это письмо, сшитое в тетрадь, чтобы послать в Афины молодым людям, которые хотят стать монахами и которые много раз просили меня о помощи, потому что, помимо трудностей от плачевного мирского окружения и мирского образа мыслей их родителей, еще большее зло им принесли своими протестантскими идеями некие духовники-иеромонахи, повторяющие всякие нелепости некоторых модернистских монастырей и монахов нашего времени. Однако в конце концов я это письмо не отправил, и одной из самых серьезных причин этого была боязнь сделать Капсалу местом духовного туризма...»

"Памятка иноку" - это общее название наставлений о христианской жизни преосвященного старца архиепископа Варлаама своим духовным чадам. Большая часть их действительно предназначена для иноков, но, по сути, они касаются не только особого образа жизни - монашеского, сколько духовной жизни всех православных христиан, желающих следовать за Христом. Наставления изложены удивительно простым и доступным языком. Отсутствие витиеватости, простота и точность формулировок показывают, что речь идет о главном предмете жизни, о самой важной "науке из наук", по выражению святых отцов - о подвижнической жизни во Христе и стяжании благодати Святого Духа.

Священномученик Серафим (Звездинский) с июня 1925 по июль 1926 (до ссылки в Дивеево) жил в Аносиной пустыни и на монастырском хуторе под Кубинкой. Во время пребывания в монастыре Владыка ежедневно совершал Божественную литургию в храме св. великомученицы Анастасии. Великим постом 1926 года постригал сестер в иночество, а на Пасху всех причащал сам. Проповеди сщмч. Серафима, произнесенные им перед сестрами Аносина монастыря, образно передают значение пострига, монашеских одежд и монашеской жизни вообще.

«Монах я теперь! Как это страшно, непостижимо и странно! Новая одежда, новое имя, новые, доселе неведомые, никогда неведомые думы, новые, никогда не испытанные чувства, новый внутренний мир, новое настроение, все, все новое, весь я новый до мозга костей. Какое дивное и сверхъестественное действие благодати! Всего переплавила она меня, всего преобразила...»