• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения

Статьи и интервью о монашестве

"Ты знаешь, - говорил мне отец Порфирий, - что монашеская жизнь - это не свобода, безмолвие и успокоение, но теснота, смирение и подчинение. Хотеть стать настоящим монахом и иметь для этого реальные шансы - это разные вещи. В основание монашеского подвига должна быть положена горячая любовь ко Христу." слова преподобного Порфирия Кавсокаливита, из книги "Цветослов советов"

«Человек некий прииде во врачебницу и вопрошаше врача, глаголя:
– Есть ли таковое врачевство, врачующее грехи?
Врач же, отвещав, рече:
– Есть. Прииди и возьми корень послушания, листвия терпения, цвет чистоты, плод добрых дел, изотри в котле безмолвия, всей в решете рассуждения, всыпли в горнец смирения, прилей воды из слез молитвенных, подгнети огнь Божественныя любви, покрый милостынею, и, егда учредится, посоли братолюбием, вкушай лжицею покаяния, и будешь здрав». схимонахиня Сарра (Потемкина)

 

"С Христом мы становимся сильными и должны признать, что без Господа мы — ничто. А когда мы смиримся, придем к Христу и перестанем казаться себе сильными и умелыми, произойдет самое великое чудо, которое мы не раз встречаем в истории Церкви. Великое множество людей приходили в нее совершенно беспомощными, но в ее ограде получали такую духовную силу, что становились способными просвещать других людей светом Христовой истины."  Беседа с афонским келиотом из скита Панагуды монастыря Филофей иеросхимонахом Иосифом (Кефаласом)

"Когда я учился в школе, педагоги часто вызывали и спрашивали учеников. И тот, кого вызывали вчера, мог ожидать, что учитель поднимет его с места и сегодня. Все должны были бодрствовать и не терять бдительности. Если бы какой-нибудь школяр подумал: «Да ведь я же вчера отвечал, авось, сегодня не станут снова вызывать и мучить», – с таким легко могла приключиться напасть. Учитель мог неожиданно спросить его и, обнаружив, что тот не готов, поставить плохую оценку. Вот такова же, дщери мои, и вся школа жизни нашей. Учитель и Судия в ней – Сам Господь, мы же – ученики Его." святитель Николай Сербский

7 октября - день кончины преподобного Гавриила (Зырянова). Схиархимандрит Гавриил стяжал многие благодатные дары: прозорливости, исцеления телесных и душевных недугов. Множество людей разных званий и сословий находили у старца разрешение от тягостных сомнений, утешение в скорбях, действенную молитвенную помощь.

Конференции и доклады о монашестве

1–2 ноября 2018 года в столице Республики Кипр г. Никосия состоялась международная конференция  - «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи».

26 октября 2018 года в Свято-Успенском женском монастыре г. Александрова впервые в Александровской епархии Владимирской митрополии в рамках IV Епархиальных Рождественских чтений состоялось заседание монашеской секции.

2-3 июля 2018 года в Новодевичьем Воскресенском женском монастыре Санкт-Петербурга по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся круглый стол «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты». 

Книги о монашестве

«Афонский отечник» – это повествование в духе древних патериков о жизни и подвигах современных афонитов – жителей Святой Горы. Их слова исполнены глубины и Божественной мудрости, их аскеза дышит любовью к Богу, их жизнь есть неослабное горение духа... 

На вопрос современного человека: «Можем ли мы исполнить Христовы заповеди в наше время?» – автор книги, монах-святогорец, дает однозначный ответ: «Приидите и видите!».

«Приступая к постригу, мне, при помощи Божией, хотя вкратце, следует объяснить тебе значение воспринимаемого тобою святого ангельского образа. Блажен будешь ты перед ангелами и человеками, когда «Богу содействующу и молитвами святых потщишься подвижнически» соблюсти все обеты, которые лучше исполняются оставившими «все, еже в мире», и всем сердцем желающими работать Богу не по нужде, но добровольно, с любовию, верою, терпя без роптания всё случающееся до последнего своего вздоха, отсе­кая свою волю, ни в чем не оправдываясь и не противясь изменяющимся обстоятельствам и скорбностям иноческого жития, но относя их к Божию о нас промышлению для очищения грехов, для испытания (искуса) и будущего воздаяния (венца), как говорят это святые отцы, которые ободряли себя надеждою вечных благ, уготованных Господом нашим для возлюбивших Его всем сердцем, истинно последовавших Ему и послуживших в преподобии и правде всю жизнь...»

«Некоторые говорят, что монахи должны служить миру, чтобы не ели они народный хлеб дурно [даром]; но надо понять, в чем это служение и чем монах должен помогать миру.

Монах — молитвенник за весь мир; он плачет за весь мир; и в этом его главное дело...»

«Я написал это письмо, сшитое в тетрадь, чтобы послать в Афины молодым людям, которые хотят стать монахами и которые много раз просили меня о помощи, потому что, помимо трудностей от плачевного мирского окружения и мирского образа мыслей их родителей, еще большее зло им принесли своими протестантскими идеями некие духовники-иеромонахи, повторяющие всякие нелепости некоторых модернистских монастырей и монахов нашего времени. Однако в конце концов я это письмо не отправил, и одной из самых серьезных причин этого была боязнь сделать Капсалу местом духовного туризма...»

"Памятка иноку" - это общее название наставлений о христианской жизни преосвященного старца архиепископа Варлаама своим духовным чадам. Большая часть их действительно предназначена для иноков, но, по сути, они касаются не только особого образа жизни - монашеского, сколько духовной жизни всех православных христиан, желающих следовать за Христом. Наставления изложены удивительно простым и доступным языком. Отсутствие витиеватости, простота и точность формулировок показывают, что речь идет о главном предмете жизни, о самой важной "науке из наук", по выражению святых отцов - о подвижнической жизни во Христе и стяжании благодати Святого Духа.

Священномученик Серафим (Звездинский) с июня 1925 по июль 1926 (до ссылки в Дивеево) жил в Аносиной пустыни и на монастырском хуторе под Кубинкой. Во время пребывания в монастыре Владыка ежедневно совершал Божественную литургию в храме св. великомученицы Анастасии. Великим постом 1926 года постригал сестер в иночество, а на Пасху всех причащал сам. Проповеди сщмч. Серафима, произнесенные им перед сестрами Аносина монастыря, образно передают значение пострига, монашеских одежд и монашеской жизни вообще.

«Монах я теперь! Как это страшно, непостижимо и странно! Новая одежда, новое имя, новые, доселе неведомые, никогда неведомые думы, новые, никогда не испытанные чувства, новый внутренний мир, новое настроение, все, все новое, весь я новый до мозга костей. Какое дивное и сверхъестественное действие благодати! Всего переплавила она меня, всего преобразила...»