• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения

Необходимо приложить необычайные усилия, чтобы не дружить… с самим собой

Греческий старец Евсевий Янакакис (1910 -1995), благодатный духовник, более тридцати лет служил священником в больнице Иппократио г. Афины. Предлагаем читателям избранные изречения старца.

Афонский схимонах Иулиан (Троянский). Об Истинном Христианстве

Письмо схимонаха Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря Иулиана (Троянского) публикуется по книге «Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве».

Монашество – это смирение

Монашество – это безвозмездная лечебница, больница Божья, куда человек приходит, чтобы почувствовать себя лучше. Бог призывает человека Своим святым зовом и Своей любовью приводит его в эту безвозмездную врачевальню.

Старец Ефрем Филофейский

«Прошу жалеть и любить друг друга»

"Прошу жалеть и любить друг друга, помогать взаимно в материальной и духовной нужде. Где мир и любовь — там Бог, там радость и спасение, а вражда и зависть от дьявола. Спасайтесь!»  игумен Никон (Воробьев)

В тяжёлые минуты не дай мне забыть...

11/24 октября - память Собора преподобных Оптинских старцев. 

Слова утренней молитвы Оптинских старцев можно перебирать в уме в течение дня, как драгоценный жемчуг. Вспоминает о них в своих беседах и известный греческий проповедник архимандрит Андреас (Конанос). Предлагаем читателям перевод размышлений отца Андреаса, собранных в его книге «Сад в глубине души».

Почему святой кается?

Когда мы попираем Божии заповеди и не каемся, а повторяем это вновь, тогда грех уподобляется наждаку, который все время трется об острие совести, притупляет ее, и в конце концов совесть наша становится настолько затупленной и черствой, что она уже ни на что не может отозваться. Постоянное пренебрегание Божиими заповедями приводит к бесчувствию, или умерщвлению, сердца. Тут нужно чудо, чтобы человек смог воскреснуть. 
Намного большее чудо – когда воскресает мертвая душа, утонувшая в смерти и грехах, чем биологически мертвый человек.

Митрополит Лимассольский Афанасий

Мысли и поучения священномученика Иоанна Рижского

"Господь всегда с нами. При этой мысли земная жизнь наша превращается в нечто торжественное и священное."

Подборка мыслей и поучений священномученика Иоанна Рижского.

О привычках

«Привычка есть вторая натура» — это глубокая истина. Привычка создает святых, но привычка же создает и осужденных на вечную муку. Закон привычки — это закон духовной инерции. Прочная привычка — это большая сила, которая легко преодолевает препятствия.

схиигумен Савва (Остапенко)

Смысл жизни

Монах Моисей Святогорец (1952 -2014) подвизался на Святой Горе Афон около тридцати пяти лет. Он является иконописцем, поэтом, критиком и писателем. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены и изданы во многих странах мира. Около двадцати пяти лет был старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш. 

Готовы ли мы потерять все, чтобы найти все

 Встреча с Господом – это чтобы мы сказали: «Он наша жизнь», – и были готовы всё потерять ради Него. Архимандрит Варнава (Янку)

Что сделал святой апостол Петр в момент кризиса, когда апостолы находились посреди бушующего моря, а водная стихия бросала лодку из стороны в сторону? Когда Петр увидел Христа перед собой, то захотел сам, рискуя жизнью, пойти по волнам, чтобы понять, действительно ли это его Господь. И хотя эта готовность Петра была смешана с маловерием, но его желание говорит о твердости апостольской души – святой апостол возымел смелость удостовериться в присутствии нашего Господа.

 

Священномученик Серафим Звездинский

26 августа - память мученической кончины священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского.

".. Цветите для царствия Божия, завяньте совсем для ада. Будьте Божьи, а не вражьи. Друг друга любите, друг друга, прощайте, не укоряйте, не судите, гнилых слов не говорите. В мире со страхом Божиим живите, смертный страшный час воспоминайте, и суд Христов нелицеприятныи никогда не забывайте, храм Божий усердно посещайте, в грехах кайтесь. Св. Христовых Тайн причащайтесь. Милость Божия и Покров Царицы Небесной да будут со всеми вами отныне и до века. Аминь."

Память новомучеников и исповедников Соловецких. Священномученик Герман Ряшенцев

23/10 августа в лике новомучеников и исповедников Соловецких празднуется память священномученика Германа (Ряшенцева), епископа Вязниковского.

"Многие из нас предназначены, быть может, быть искупительными жертвами, и надо, таким образом, думать более не о том, чтобы получить возможность жить где-либо в городе, а о граде грядущем, где всё наше земное со всеми скорбями и невзгодами только путь и дверь" (Св. Герман (Ряшенцев). Письма из ссылки 1934-1937 г.)

Три подхода к исповеди со святителем Феофаном

Например, если наша исповедь представляет собой длиннейший перечень отдельных грехов, но при этом мы не понимаем, какие именно страсти в нас пустили корни, – значит, мы за деревьями не видим леса. Если, получив прощение грехов, мы не встаем на борьбу со страстями, – стало быть, мы сами прекратили наше восхождение к Богу.

Середина Петрова поста. Как не топтаться на месте

Думаю, что никто не должен оставлять пост, ибо любое воздержание, даже при физической немощи, всегда идет нам на пользу. Если кто-то вынужден по состоянию здоровья сделать послабления, то следует посоветоваться с духовником, а не самовольничать. Еще раз повторю: в летний период, когда мы позволяем себе несколько расслабиться, нас могут встретить самые опасные искушения, а потому нужно быть всегда на страже своего сердца, своих желаний и чувств.

Как готовиться к исповеди

Исповедь подразумевает проговаривание конкретных грехов. Само слово «исповедь» — от глагола «поведать», выразить вербально. То, что не проговорено, то не исцелено. Это проговаривание начинается еще до исповеди, он состоит во внутреннем диалоге с совестью в свете Евангелия — и в молитвенном обращении с покаянием к Богу. Такое проговаривание — это проживание совершенных грехов заново, но не тогдашним, а теперешним «я», ставшим другим в покаянии. 

Почему перед Петровым постом установлена сплошная седмица?

Если говорить конкретно о сплошной седмице после Дня Святой Троицы, то она связана еще и с тем, что Пятидесятница по своему значению сравнивается с Пасхой. Мы торжествуем и радуемся, что нам, православным христианам, открылось Третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух, Который щедро излился на апостолов, утвердив Церковь, и продолжает изливаться и на нас, грешных.

Почему Бог не всегда отвечает на наши молитвы?

Современные утренние и вечерние молитвы, которые печатаются в молитвословах, были оформлены в привычном для нас виде лишь к XVIII в., а общеупотребительными стали в нашей Церкви в следующем столетии. Другие Поместные Церкви не знают утренних и вечерних правил в том виде, в каком они представлены у нас. Смысл молитвы не в том, чтобы выпросить у Бога исполнение нашего желания. Для нас прежде всего важно, чтобы Он открыл Свою святую волю и научил жить в соответствии с ней.

Святость - это не безгрешность и не совершенство

Но святым он становится не тогда, когда достигает во всем этом определенного «уровня», а тогда, когда его сердце, готовое вместить благодать, благодать наполняет. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл это «помазанием Духом»; он писал о том, что в жизни людей, которые прославлены в лике святых, зачастую можно увидеть эти два периода: до какого-то времени они просто подвизались, а затем на их подвиге уже лежала печать Божественного помазания. 

У каждого из нас должна быть стратегия

Наступил Великий пост, и мы продолжаем разговор о том, как верующему человеку бороться со своими страстями с настоятелем Петропавловского храма города Саратова игуменом Нектарием (Морозовым). Предлагаем вашему вниманию вторую часть беседы. Страсти не действуют в человеке поодиночке, они действуют всей своей совокупностью. Преподобный Макарий Великий уподобляет страсти, грехи и пороки человека звеньям некой цепи, которые очень крепко держатся одно за другое. 

Великий пост — время, которым нужно бесконечно дорожить

В преддверии Великого поста мы попросили Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина ответить на вопросы о Святой Четыредесятнице. С каким настроением надо приступать к посту и как поститься? Допустимы ли в пост отдых, удовольствия и занятия спортом? Поможет ли пост увидеть свои грехи и вернуть живое чувство к Богу?

Почему дома важно читать Святое Евангелие и как правильно это делать?

Евангелие – это голос самого Христа. В символическом и духовном смысле при чтении Благовествования с нами говорит Спаситель. И Он говорит не только вселенски и вневременно, в общем, но и конкретно каждому из нас. Евангелие – это не просто книга. Она является одновременно и Законом Божьим, данным человечеству для спасения, и Тайной совершающейся этого спасения. При чтении Евангелия душа человеческая соединяется с Богом и воскресает в Нем.

Как молиться во время Литургии

Чтобы легче и нерассеяннее стоять Литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением священнослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не играет роли, поминаешь в алтаре около жертвенника, у двери в алтарь или в церкви – Господь всюду услышит.

Зачем ходить в храм, если «Бог в сердце»?

В наше время нередко можно услышать фразу: «Зачем ходить в храм? У меня Бог в сердце!» Казалось бы, такому человеку можно только позавидовать. Действительно, если у тебя Бог в сердце, то посещение храма выглядит каким-то излишеством. Но здесь возникает вопрос: насколько обоснована эта уверенность? Может, бог находится у этого человека в какой-нибудь другой части тела, например, в желудке? А может, и сам желудок стал для человека богом, по слову апостола Павла: Их бог — чрево.

В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?

Псалтирь включает в себя всё, все виды молитв: здесь и покаяние во грехах, и прошение в различных нуждах, скорбях нашей жизни, и благодарение Бога за Его многочисленные благодеяния, и радостное славословие Господа как нашего Отца и Промыслителя. Псалтирь – духовная защита от любых темных сил, и вместо того чтобы всюду бояться какой-то там порчи, достаточно просто читать регулярно Псалтирь, так что к тебе не приблизится никакой искуситель. Не случайно псалмы включены практически во все церковные моления и молебны.

Умыть руки: зачем мне молитвенные правила?

Молитвенные правила сегодня стали для современников серьёзным испытанием на пути веры. Есть суждение, что это обременительный обряд, который отбивает охоту молиться. А может и вправду? Да, мы, к сожалению, на другой ступени отношений со своим Творцом, поэтому не всегда эти молитвы нас трогают. А когда они замылятся в суете будней, превратившись в набор звуков, тогда вообще — пиши-пропало. А тут ещё и посторонние мысли в сознание стучатся, только открой «форточку» — унесёт сквозняком мечтаний.

Наше сердце должно оставаться живым. О борьбе со страстями

Другой частый вопрос на исповеди примерно такой: «А вот я подумал… А я вот внутренне согласился с такой-то мыслью… Это уже грех или еще нет?». Для того чтобы с этим разобраться, нужно привести себе на память классификацию этапов развития в человеке той или иной страсти. Есть классическая схема, подробным образом описанная у святых отцов. Человек проходит от момента искушения до момента грехопадения некоторый путь. Он может быть практически мгновенным, но в нем все равно будет присутствовать определенная последовательность этапов.

Иисусова молитва для мирян. Разъясняют пастыри

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.

Архимандрит Андрей (Конанос): Подвизайтесь, потому что мы погибаем. О духовном смысле поста

Суть жертвы для Бога – это не сон на полу или холодная вода, а сокрушенное сердце. Но только сердце не может сокрушаться само по себе, а лишь через эти внешние дела. Вот почему мытарь бил себя в грудь? Потому что, когда мы себя уязвляем, мы сокрушаем и свое сердце. Телесное влияет на наше духовное состояние. Тело и душа ведь всегда идут вместе. Наша борьба направлена против наших страстей, и она ведется через наше тело, через аскезу.

Митрополит Антоний рассказал, как бороться с главным искушением в пост

Одним из главных орудий сил зла против постящегося на его пути к Богу является уныние. Об этом написал Управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний в заметке для издания АиФ. В ней архиерей рассказал, что является предпосылками уныния и как с ним бороться.Так где же черпать силы для борьбы с унынием? «Во-первых, в смирении — в стремлении в любых обстоятельствах пребывать в мире с Богом и самим собой, не возвышать себя над кем бы то ни было, во всем уповать, а также быть благодарным и покорным Господу».

«Подводные камни» молитвенного правила

В разные эпохи в Церкви существовали различные формы утренних, дневных, вечерних молитвословий. Для нашего времени характерна традиция прочтения некоторого сравнительно небольшого числа утренних молитв, а также молитв на сон грядущим, которые и составляют минимальное молитвенное правило верующего человека. При всей кажущейся простоте это одна из тем, которая у людей, живущих церковной жизнью, регулярно рождает вопросы. Как преодолеть себя и наладить регулярную молитву? Как превратить правило из некоего текста в неотъемлемую часть своей жизни? Своим пастырским и личным христианским опытом в этих вопросах делится игумен Нектарий (Морозов).