• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
31 января 2019 года

Святой «Афанасий-против-всего-мира»

Великому человеку предстояло появиться на свет в великом городе… Более шести веков минуло с тех пор, как очередной «потрясатель вселенной», сын царя Филиппа Македонского Александр, заложил в дельте Нила город-порт своего имени.

Всего, в завоёванных Александром провинциях было заложено около восемнадцати Александрий, но сегодня большинство людей вспоминают под этим именем только её — Александрию Великую.

В 295 году по Рождестве Христовом Египет был житницей Римской империи, а восьмисоттысячная Александрия Египетская — её главным портом и вторым мегаполисом после «вечного города» по численности населения. Именно отсюда в Рим и другие крупные полисы ежедневно уходили флотилии торговых судов с египетской пшеницей.

Вход в гостеприимную гавань указывал Александрийский маяк — удивительный памятник античного инженерного искусства, который заслуженно считался одним из семи чудес света.

Но не только изобилием пищи славилась провинция Египет. Регулярная планировка столицы провинции создавалась великими архитекторами Дейнократом и Клеоменом. Правители из династии Птолемеев сумели построить здесь целый ряд прекрасных храмов, дворцов, театров, гробниц, памятников и торговых площадей, сделав Александрию средоточием культуры. Знаменитая городская библиотека, Мусейон, за несколько веков стала крупнейшим книгохранилищем империи и насчитывала до 700 000 свитков, пергаменов и глиняных табличек.

Александрия небезосновательно считалась и научным центром Древнего мира. Именно её уроженцами были Ипатия — первая в истории женщина, получившая плащ философа и руководившая школой при Мусейоне, Герон — математик и механик, изобретения которого на сотни лет опередили своё время, Ориген, третий глава христианского богословского училища Александрии, ставший основоположником научной экзегетики и библейской филологии.

Наконец, здесь находилось и духовное сердце империи. Пустыни Египта только на первый взгляд казались пустынями, так как были населены многими тысячами православных иноков. До 300 000 монахов спасались тут, находя молитвенное уединение в пещерах или опыт послушания в первых монастырях-киновиях. И все они, наряду со священством и епископами Египта, Ливии, Пентаполя и Абиссинии (Эфиопии) подчинялись папе Александрии.


Маленький креститель

Однажды, архиепископ Александрии Александр получил жалобу на детей, игравших на берегу моря. Очевидцам игры показалось кощунственным, что христианские ребятишки избрали себе «епископа», тот назначил «пресвитеров» и «диаконов» и вместе с ними совершал в морской воде крещение над теми из детей, которые ранее не приступали к Таинству.

Святитель крайне серьёзно отнёсся к дошедшим до него слухам и распорядился привести к себе «епископа», которым оказался маленький Афанасий, прочее «духовенство» и новокрещёных. Папа Александр стал расспрашивать детей о том, что и как они совершали, с намерением объяснить им, что искажать Таинства Церкви во время детских игр неблагочестиво, чтобы впредь они никогда этого не повторяли.

Однако, слушая ответы «епископа», папа Александр поразился тем, что крещение над детьми совершалось маленьким Афанасием в полном соответствии с установлениями Церкви: святой Афанасий произносил верные крещальные формулы, погружал детей в воду и, по окончании крещения, даже произнёс для них поучение, каковое обыкновенно изрекает по завершении Таинства священник или архиерей.

Каково же было удивление всех христиан Александрии, когда папа Александр, посоветовавшись со своими священниками, признал совершенное Афанасием крещение языческих детей действительным Таинством и довершил его Таинством миропомазания.

Затем святитель призвал родителей детей, действовавших в качестве священников, и просил их воспитать чад для священства, а родителям святого Афанасия поручил, не только воспитать сына в благочестии, но и дать ему хорошее образование, чтобы впоследствии он мог посвятить себя служению Церкви.

Когда Афанасий подрос, прочёл множество книг древних авторов, овладел науками и вошёл в пору юношества, архиепископ Александр приблизил его к себе. Шесть лет молодой Афанасий был чтецом при храме, после чего папа Александр рукоположил его во диаконы и сделал своим личным секретарем.


Начало арианских споров

Несколько крупных кварталов Александрии назывались «лаврами». Церковь при каждой лавре возглавлял пресвитер, пользовавшийся в городе немалым весом и влиянием. Немалым настолько, что александрийские пресвитеры даже соучаствовали в рукоположении новых архиереев, вместе с епископами возлагая на них руки во время хиротонии. Одним из таких пресвитеров был и Арий.

Арий получил хорошее эллинистическое образование и окончил антиохийское богословское училище, возглавляемое известным пресвитером Лукианом.

После смерти александрийского архиепископа Ахилла, Ария чуть не выбрали следующим архиереем, но больше голосов, совсем ненамного, получил будущий папа Александр. В результате, пресвитер Арий затаил обиду на своего архиепископа, что послужило толчком к формированию им нового лжеучения.

Арий считал, что Бог Сын является не полноценно Богом, а лишь его совершеннейшим творением, так как сам был предвечно сотворён Богом Отцом.

Таким образом, Арий искажал всю суть христианского вероучения, так как если воплотился не сам Бог, а лишь высшее творение, то трагический разрыв между творением и Творцом остался не преодолённым, а пришествие Христа — напрасным. Будучи одарённым оратором, Арий смог убедить в своей правоте до трети александрийского клира.

Папа Александр пробовал запретить Арию проповедовать ересь, но у пресвитера, при дворе императора в Никомидии, имелись влиятельные друзья-епископы, с которыми он вместе обучался богословию в Антиохии. Они стали посылать архиепископу Александрии послания в защиту Ария.

Тогда архиепископ созвал собор египетских епископов и они, изучив лжеучение, вынесли ему соборное осуждение, а Ария отлучили от Церкви.

Однако, сторонники Ария в свою очередь созвали на собор епископов Никомидии и соседних областей и составили томос об ошибочном отлучении Ария. Когда споры стали раздирать целые провинции, в них пришлось вмешаться императору.


Первый Вселенский собор

Вселенские соборы стали беспрецедентным явлением в жизни Церкви. Никогда ранее епископы из разных провинций не могли и помыслить о том, чтобы собраться вместе. Максимум, созывались соборы епископов нескольких соседних областей или одной имперской провинции.

Ещё в годы рождения будущего святителя Афанасия (с 295 по 298) Церковь в Римской империи находилась на нелегальном положении и была гонима. Христиане каждый день готовились умереть за свою веру.

В 313 году христианство было узаконено Миланским эдиктом императора Константина Великого о веротерпимости, как одна из допустимых религий. Спустя ещё несколько лет у императора Константина появились и постоянные советники-епископы.

Наконец, в 325 году духовенству впервые была оказана государственная поддержка. Множество епископов изо всех уголков Римской империи и даже из-за её приделов было за казённый счёт доставлено в Никею, чтобы разрешить накопившиеся насущные и богословские вопросы Церкви. В Никее император подготовил для делегатов охрану, выделил помещения для заседаний и проживания, а также снабдил их продовольствием.

По преданию, на Первый Вселенский собор прибыло 318 епископов, в числе которых были Николай, архиепископ Мир Ликийских, Спиридон, епископ Тримифунта, церковный историк епископ Евсевий Кесарийский, папа Александр Александрийский и многие другие. Святой Афанасий сопровождал папу Александра на собор в качестве секретаря. Прибыл на собор и пресвитер Арий.

Первый Вселенский собор, в результате общего обсуждения учения Ария, повторно признал его ересью. Отлучение Ария от Церкви было подтверждено со ссылкой еретика в Иллирию и запретом возвращаться в Египет. Священное Предание говорит о том, что именно святой Афанасий подсказал папе Александру слово «Единосущный», которое надлежало включить в принятый собором Символ веры в противовес лжеучению Ария.

Вскоре по возвращении с Первого Вселенского собора в Египет, архиепископ Александр преставился ко Господу и новым папой Александрии был избран святитель Афанасий. Православие восторжествовало. Но не окончательно…


Архиепископ Александрии

Новый папа энергично принялся за устроение дел вверенной ему Богом Церкви. Святитель Афанасий объезжал города Египта, Ливии и Пентаполя. Также он регулярно рассылал христианским общинам провинции свои послания, часто приурочивая их к великим церковным праздникам. Именно он заложил известную всем нам сегодня традицию епископских пасхальных посланий.

В одном из таких пасхальных посланий святой папа Афанасий изложил и известный нам сегодня канон книг Нового Завета, что, учитывая авторитет архиепископа, сыграло важную роль в утверждении Церковью собрания канонических книг.

Ещё одним из важных деяний папы стала поддержка монашества. Святитель всю жизнь сохранял дружеские отношения с преподобным Пахомием Великим, основателем общежительного монашества, и преподобным Антонием Великим, который стал негласным главой движения монахов-отшельников. Житие последнего было оставлено для последующих поколений христиан как раз рукой архиепископа Афанасия.


Возобновление арианских споров

Через некоторое время после Первого Вселенского собора епископу-царедворцу Евсевию Никомидийскому удалось вымолить себе прощение у императора Константина и вернуться на свою кафедру.

Оказавшись в столице, Евсевий стал постепенно добиваться от императора возвращения из ссылки того или иного из своих сторонников и плести интриги против епископов, защищавших Православие, в результате которых многие из них, в свою очередь, отправились в ссылку.

Евсевию удалось вернуть в столицу даже ересиарха Ария, который проявил показное смирение перед императором и, с некоторыми правками и оговорками, подписал никейский Символ веры.

Тогда император Константин послал распоряжение владыке Афанасию о принятии Ария в общение, но праведный епископ, лично побывав в столице, сумел убедить императора не настаивать на этой губительной инициативе.


«Отрубленная» рука епископа Арсения

Не сумев добиться своего через императора, ариане подкупили египетских раскольников-мелетиан, чтобы те начали клеветать на архиепископа Афанасия. Мелетиане стали жаловаться на притеснения со стороны папы, обвинять его в денежной поддержке бунтовщиков и даже в том, что он убил их епископа Арсения, от которого после «зверств» Афанасия и осталась-то только кисть руки…

В 335 году в ливанском городе Тире был созван собор епископов, клевретов Евсевия Никомидийского, куда призвали и папу Афанасия. Архиепископа обвинили во множестве беззаконий, не забыв упомянуть и про зарезанного им мелетианского епископа.

Каково же было удивление этого нечестивого собрания, когда явившийся на собор Афанасий предъявил заседателям живого епископа Арсения, у которого были в целости обе руки (святому Афанасию удалось узнать о тайном убежище запуганного иерарха и убедить его разоблачить лжесвидетелей)!

Несмотря на очевидную ложь обвинений, собор в Тире осудил Афанасия на изгнание с кафедры, а император, которому Евсевий продолжал поставлять различные наветы на святого, утвердил его ссылку в Трир (современная Западная Германия, неподалёку от границы с Францией и Люксембургом).

Интересно, что Арий ненадолго пережил ссылку святителя Афанасия и, согласно Преданию, умер стыдным образом — у ересиарха лопнул живот, когда он пребывал в отхожем месте.


Помощь Римского понтифика

В 337 году император Константин Великий умер и империю разделили между собой трое его сыновей: Константин II, правивший на Западе, Констанс, которому достались Италия и Северная Африка,  и Констанций, получивший во владение Восток.

Папа Афанасий вернулся из изгнания на свою кафедру, но Евсевий Никомидийский, сумевший стать советником молодого Констанция, добился назначения в Александрию нового епископа. Святой Афанасий не смог выстоять в борьбе с противником, поддерживаемым императорской администрацией и в 340 году бежал с кафедры в Рим.

Римский папа Юлий с почётом принял в «вечном городе» своего православного собрата из Александрии. Римский понтифик созвал собор западных епископов, которые рассмотрели дело папы Афанасия и признали его невиновным во всех воздвигаемых на него обвинениях.

В результате оправдания архиепископа Александрии, богословский конфликт православных и ариан невольно перерос в глобальное противостояние западных и восточных архиереев, которое было необходимо срочно прекратить.


Сардикийский собор

Евсевий Никомидийский умер в 341-342 годах, а два сына Константина Великого, оставшиеся к тому времени у власти, решили купировать церковный раскол.

По велению императоров Запада и Востока, Констанса и Констанция, епископы обеих половин империи съехались на собор в Сардике (современная София, столица Болгарии) под председательством Осии Кордубского, также ранее возглавлявшего и Первый Вселенский собор.

Собор проходил весьма бурно и почти сразу раскололся на западный и восточный лагеря, которые предали друг друга анафеме.

Однако, императоры проявили настойчивость и епископам пришлось договариваться. В результате, святой Афанасий был принят в общение восточными иерархами, а западные отцы перестали поддерживать богословские заблуждения Маркелла Анкирского, против которых активно восставал православный Восток. Единодушие было достигнуто.

После всех интриг против архиепископа Александрии, епископам и императорам пришлось трижды слать святому папе официальное приглашение вернуться на кафедру, прежде чем святитель Афанасий согласился вернуться в Александрию.

В 346 году Первоиерарх торжественно прибыл в Александрию, где его встретили овациями многие тысячи горожан. В империи вновь воцарился религиозный мир.  Но арианство ещё отнюдь не было побеждено навсегда…


Десятилетие мира

Год проходил за годом, в благоденствии и спокойствии. Новый собор епископов Египта, Ливии и Пентаполя в Александрии подтвердил постановления, принятые на Сардикийском соборе. Многие епископские кафедры провинции заняли выходцы их монашеского движения, которое пользовалось особой поддержкой папы Александрии. Так завершились 10 спокойных лет.

В 350 году последний из братьев Констанция император Констанс был убит узурпатором Магном Магненцием. Началась война между Мангенцием и Констанцием. В битве под Мурсией в 351 году Констанций сумел одолеть противника и, через некоторое время, стал единодержавным правителем Римской империи.


Император-арианин

Учение ересиарха Ария, к сожалению, оказалось довольно живучим и распространилось среди многих иерархов, которые до некоторых пор не заявляли о нём открыто. Так, епископы Урсакий, Валент, Леонтий Антиохийский и Акакий Кесарийский, новые приближённые к императору Констанцию советники, придерживались арианских взглядов.

Справедливо считая Афанасия Великого своим главным богословским противником, они непрестанно очерняли его перед Констанцием и доказывали ему истинность арианства, пока им не удалось убедить императора в правоте своего учения.

В итоге, наследник равноапостольного императора Константина Великого, столь много сделавшего для расцвета Церкви, сам сделался гонителем Православия и святителя Афанасия — как его главного защитника.

Под эгидой императора были проведены два собора — в Арле (353 г.) и Медиодануме (355 г.), осудившие на ссылку святителя Афанасия Александрийского и его сторонников — папу Либерия Римского, Илария Пиктавийского, Павлина Трирского, Дионисия Медиоланского, Люцифера Каларийского и некоторых других епископов.

Поскольку святителя Афанасия на Медиоланском соборе не было, распалённый наветами император направил в Александрию своих эмиссаров и войска, чтобы арестовать святого папу. Так началось третье, весьма тяжёлое изгнание святого, в годы которого он написал свои три «Слова против ариан» и получил своё знаменитое прозвище «Athanasius contra mundum» или же «Афанасий-против-всего-мира».

Вместо защитников Православия на кафедру Александрии, а также на кафедры Рима, Пиктавии, Трира, Медиоланума и других крупных городов империи были возведены епископы-ариане.

Третье изгнание святителя

В ночь с 8 на 9 февраля 356 года в храм, где совершал богослужение святитель, ворвались солдаты. Пока народ пытался задержать воинов, священники и монах сумели вывести папу Афанасия и спрятать его в безопасном месте.

На «вакантную» кафедру император назначил епископа Георгия, также арианина, который стал управлять Церковью, опираясь на гладии легионеров. Православные храмы Александрии были переданы арианам. От епископов провинции, под угрозой низложения, требовали прервать общение с архиепископом Афанасием.

Насилия над православно настроенным духовенством со стороны епископа Георгия были так велики, что, как только римский военный отряд спустя полтора года покинул Александрию, в городе разразился стихийный бунт и Георгий вынужден был бежать.

Афанасий Великий, после своего чудесного спасения от римских мечей, нашёл убежище у монахов в египетской пустыне. Святитель не бросил свою паству, но продолжал руководить ею посредством посланий, которые передавали в столицу провинции и другие города Египта, Ливии и Пентаполя иноки.


Борец с Православием, спасший Православие

Господь славится своим умением обращать даже самые гнусные и злобные людские начинания в благой Промысел Свой о мире. Так произошло и со святителем Афанасием, которому из ссылки позволил вернуться… император-язычник Юлиан, прозванный Отступником.

В 361 году император Констанций внезапно умер. На престол после него взошёл племянник императора Константина Великого, Юлиан, который тайно ненавидел христианство и вынашивал планы возродить в Римской империи культ языческих богов. Стремясь вновь стравить между собой различные христианские партии, он позволил вернуться из ссылки архиепископу Афанасию и другим исповедникам Православия.

В 362 году папа Афанасий вновь встретился со своей возлюбленной паствой. В этом же году в столице провинции Египет был созван «Собор исповедников», в котором приняли участие 22 православных иерарха, претерпевших ссылку, которые своим авторитетом помогли уврачевать раскол в Антиохийской Церкви и установили порядок принятия в общение раскаявшихся ариан.

Узнав о том, что вместо распрей сумел вызвать лишь сплочение в Церкви, император Юлиан распорядился изгнать святителя с александрийской кафедры. Святитель вновь вынужден был икать приюта у монахов-пустынников, но на очень короткое время. В 363 году Юлиан Отступник погиб в бою в ходе войны с персами и святитель Афанасий вновь вернулся в Александрию.


Последние годы

Новый император Иовиниан благоволил святому архиепископу, но также правил совсем не долго и в 364 году скончался. Следующий император Валент был открытым арианином.

Валент распорядился вновь отправить в изгнание всех епископов, сосланных Констанцием и возвращенных Юлианом, но когда об этом указе узнали александрийцы, в городе начались народные волнения. Устрашённый возможным бунтом самой хлебной провинции империи, Валент отступился и позволил святителю оставаться архиепископом Александрии.

В последние годы жизни святитель продолжал заниматься укреплением Православия в Церквях своими посланиями. Так, «Посланием к африканским епископам» он сумел удержать Карфагенскую Церковь от внесения изменений в текст символа веры.

Также папа Александрии состоял в переписке с новым столпом Православия — святителем Василием Великим. Впоследствии, именно святитель Василий и другие Учители Церкви из числа «великих каппадокийцев» на Втором Вселенском соборе окончательно подтвердили осуждение арианской ереси и дополнили православный Символ веры, придав ему современный вид.

Святитель Афанасий не дожил до Второго Вселенского собора всего 8 лет, преставившись ко Господу в 373 году и заранее указав в духовном завещании на своего преемника — будущего архиепископа Петра Александрийского.



≈ Андрей Сегеда

 источник: "Православие.фм"