• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
29 декабря 2017 года

День мученической кончины игумена Израиля (Андреева), настоятеля Стефано-Махрищской обители в 1915 году

Игумен Израиль, в миру Андреев Иван Андреевич, родился в 1870 году в Смоленской губернии, Гжатском уезде, деревне Хващевка, в крестьяской семье. Получил домашнее образование.

"Крестьянский сын из Смоленской губернии, с юности занимавшийся сапожным ремеслом, он, войдя в возраст, должен был вступить в брак, но перед этим важным шагом решается, влекомый неудержимой силой, поехать в Москву на поклонение Кремлевским святыням и кстати навестить монашествующую там свою родственницу. Кремль и святыни полонили его сердце, и, не возвращаясь домой, он отдает душу в послушание Царицы Небесной и Гефсиманской ее обители."  - из воспоминаний его духовной дочери Н.А.Верховцевой

В 1895 году Иван Андреев поступает послушником в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры.

"Послушника Иванушку берет себе в келейники известный тогда мудростью и строгостью жизни своей игумен Даниил. Чудесную школу, воспитавшую и закалившую душу, проходит молодой инок под началом своего игумена, который отличает его доверием и благорасположением"

В 1900 году Иван Андреев принимает монашеский постриг с именем Израиль и рукоположение в иеродиаконы. 04 марта 1906 состоялась его иерейская хиротония.

"Отец Израиль уже в монашеском чине служит ему (игумену Даниилу - прим.ред.) самоотверженно в годы его тяжких болезней, заботливо, сыновне ухаживая за ним до последней минуты его жизни."

28 августа 1915 года иеромонах Израиль назначается строителем Стефано-Махрищского монастыря.

Через год, в 1916 году, после смерти Гефсиманского скитоначальника игумена Мефодия был переведен на его место. 

Как писала Н.А.Верховцева:  "По кончине игумена Даниила и последующих игуменов - Аллария, Мефодия  - братия избирает его "Строителем", а затем вскорости он стал игуменом. Твердой, непреклонной рукой вел свою братию игумен, без послаблений как им, так и себе. Простой и скромный в своих личных потребностях, он всюду и везде наравне со всеми: в пениях, бдениях и пощениях. В труде и работе всегда впереди. С умом практическим и чисто народной смекалкой он соединял и большой духовный опыт. Всегда осторожный и внутренне собранный, этот малограмотный самородок был любим и почитаем умнейшими и образованнейшими светскими людьми, которых в то время в Сергиеве было много. Он импонировал людям нетолько одинаково с ним мыслящим, но даже идеологические враги пасовали сдавали свои позиции.

09 марта 1918 г. был возведен в сан игумена Святейшим Патриархом Тихоном (Беллавиным) в храме Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманского скита.

«В те годы, – пишет в своих воспоминаниях А.В. Комаровский, – о. Израилю было лет 45. Среднего роста, с окладистой каштановой бородой, с приветливым лицом, он производил впечатление живого и общительного человека. Вероятно, он был не только хорошим игуменом, но и прекрасным хозяином, т.к. скитское хозяйство находилось в образцовом порядке. Иногда о. Израиля можно было увидеть в городе, мчащегося по делам на сером ухоженном рысаке, запряжённом в высокие сани или пролётку. Жители города останавливались и провожали его одобрительными взглядами. Им нравился и сам игумен, и эта быстрая езда".

Священноначалие отметило труды о.Израиля следующими наградами: 1913 г. - крест и медаль в память 300-летия Царствования Дома Романовых, 25 сентября 1915 г. – набедренник, 29.06.1917 г. – наперсный крест от Священного Синода.

В страшные годы разорения Лавры игумену Израилю пришлось отстаивать родной скит, который долгое время оставался духовным центром и крупнейшей монашеской обителью. Прекрасно налаженная жизнь обители, благодатные, по-монашески строгие богослужения, возглавляемые музыкальным игуменом Израилем, привлекали сюда многих богомольцев. После закрытия в 1919 г. Троице-Сергиевой Лавры Гефсиманский скит продолжал
существовать в виде сельскохозяйственной артели, в число братии которой вошли лаврские иноки.

На его плечи легла вся тяжесть борьбы за жизнь родного скита. С какой непреклонной волей, неутомимой энергией, с каким умом и дальновидностью, с каким беспредельным самопожертвованием вел ее этот замечательно одаренный человек.

Скит, превращенный в сельскохозяйственную артель, продолжал процветать, показывать образцы самоотверженных трудов: лучшие в округе овощи, богатейший пчельник — казалось на всем, к чему прикасались трудовые, не знающие устали руки отца игумена, лежала печать Божьего благословения"

В 1923 году игумен Израиль был в первый раз арестован в Сергиевом Посаде. В заключении содержался 3 месяца. Подробности ареста неизвестны.

19 января 1925 года был арестован по обвинению в том, что "состоя членом сельхозартели в г. Сергиеве (бывший монастырь) вел антисоветскую агитацию среди членов этой артели, призывал к невыполнению гражданский установлений артели и переходу ее к монашескому положению, т.к. советской власти скоро будет конец". Кроме того игумен Израиль обвинялся как "ярый черносотенец, влиятельный среди населения и так называемой
братии".

Содержался в Бутырской тюрьме г. Москвы. После ареста о.Израиль категорически отверг все возводимые на него обвинения, и через некоторое время (03 апреля 1925 г.) был освобожден по амнистии. Возвратился в Гефсиманский скит, где подвизался до окончательного его закрытия в 1929 году.

"Ему пришлось быть свидетелем закрытия возлюбленной обители, изгнания всей братии в единственную к тому времени ещё оставленную артель «Паралит». Но недолго продержалась и она, эта скромная, сокрытая от глаз людских в чаще леса обитель Святого Духа. Совершился переезд в Сергиев, в маленькую хатку с больными престарелыми иноками, а затем узы, изгнание и ко всему этому полная покорность души, навсегда отданной в послушание Господу"

О.Израиль был близок к преподобному старцу Алексию Зосимовскому, после закрытия Зосимовой пустыни поселившемуся в Сергиевом Посаде. В воспоминаниях Н.А.Верховцевой говорится о том, что последнее таинство соборования перед кончиной старца над ним совершил игумен Израиль.

Преподобный Алексий почил 19 сентября 1928 года. Отпевание состоялось 22 сентября в Петро-Павловском храме Сергиева Посада, в котором после закрытия Гефсиманского скита служил о.Израиль. По свидетельству священномученика Ильи и его супруги Евгении Четверухиных игумен Израиль участвовал в отпевании преподобного Алексия.

04 апреля 1931 года игумен Израиль вновь арестован по обвинению «в том, что состоял членом Загорского филиала контрреволюционной организации "Истинных Христиан" и занимался антисоветской агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК».

На допросе говорил: «Современные политические события я оцениваю таким образом: по примеру прошлой истории человечества, когда были такие события, как плен Вавилонский, всемирный потоп и татарское иго в России, Бог послал соввласть для наказания и вразумления, а некоторым и для награды в будущем за перенесенные страдания».

20.05.1931 г. – тройкой при ПП ОГПУ по Моск. обл. приговорен к 10 лет ИТЛ с заменой высылкой в Казахстан.

Отбывал ссылку в г. Семипалатинске Восточно-Казахстанской области.

23 декабря 1937 году вновь арестован и 29 декабря расстрелян в г. Семипалатинске.

"Горькую чашу свою допил отец игумен до конца все с тем же непоколебимым мужестовом. Его участь - участь тех, чей мученический конец сокрыт был по воле Божьей от глаз людских и любящих сердец."