• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения

Статьи и интервью о монашестве

17 июня 2018 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в Богородицкой Площанской мужской пустыни Брянской епархии митрополит Брянский и Севский Александр возглавил торжества по случаю общецерковного прославления преподобного Василия (Кишкина).

Старец Василий - духовный наставник, один из последователей преподобного Паисия Величковского, оказал помощь многим монастырям в их духовном устроении.

"В монашеской жизни нередко бывают взлеты, но бывают и падения, которые связаны с тем, что появляется некое привыкание к монастырской повседневности, возникают разные чувства, беспокоящие монаха, нарушающие его духовный мир. Для того чтобы выйти из такого состояния с пользой для своей души, нужно повнимательнее посмотреть вокруг себя, увидеть всё, что было построено руками предшествующих иноков, осознать весь масштаб подвига, который они совершили, а потом примерить это к самому себе и сделать соответствующие выводы" . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

В этом году будет 25 лет, как в полуразрушенном корпусе, примыкавшем к храму святых апостолов Петра и Павла древней Свято-Троицкой Стефано-Махрищской обители, по благословению правящего архиерея Владимирской епархии владыки Евлогия (Смирнова) поселились три первые насельницы. Поначалу это был скит Александровского Свято-Успенского женского монастыря, с 1995 года ставший самостоятельным монастырем. А в 2004 году монастырь получил статус ставропигиального. Как вспоминается начало пути, который привел к рождению крепкой монашеской семьи в одном из самых на сегодняшний день благоустроенных обителей России? Живая история в лицах предстает перед нами из рассказов его настоятельницы игумении Елисаветы и монахини Анны, несущей послушание казначеи.

Памяти архимандрита Гермогена (Муртазова)

Архимандрит Гермоген (Муртазов), в схиме Тихон, преставился ко Господу в ночь с 9 на 10 июня 2018 года. С 1965 по 1992 год отец Гермоген служил в Свято-Успенском Пюхтицком женском монастыре; в 1978 году принял монашеский постриг с именем святителя Ермогена, Патриарха Московского. После 1992 года переведен в Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. С 1994 года – духовник Снетогорского Рождества Богородицы женского монастыря.

Иеромонах Рафаил (Нойка) — румынский подвижник, богослов, ученик старца Софрония (Сахарова). Долгое время жил в Англии, где обрел веру и православие благодаря своему духовному наставнику архимандриту Софронию (Сахарову) - ученику святого Силуана Афонского. Предлагаем читателям отрывок из книги «Живи мя по словеси Твоему», в которую вошли беседы отца Рафаила с братией и паломниками монастыря Святого Иоанна Претдтечи в Англии, основанном старцем Софронием (Сахаровым).

Конференции и доклады о монашестве

2-3 июля 2018 года в Новодевичьем Воскресенском женском монастыре Санкт-Петербурга по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся круглый стол «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты». 

По благословению митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в Полоцком Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре 21-22 июня состоялась монашеская конференция «Организация внутренней жизни монастырей», которую провел Синодальный отдел по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата совместно с Полоцкой Спасо-Евфросиниевской обителью.

04 июня отмечается память мученической кончины Иоанна-Владимира, князя Сербского (1015), одного из первых сербских святых. Его супруга Косара приняла монашеский постриг и затворилась в построенном ее мужем храме, где пребывала до конца земной жизни. Предлагаем читателям доклад о сербском монашестве монахини Теодоры (Васич), наместницы женского Свято-Введенского монастыря в Белграде.

Программа монашеского направления XXVI Международных Рождественских образовательных чтений завершилась круглым столом на тему «Монашеские обеты и свобода личности». Во время заседания были подняты актуальные практические вопросы современной монастырской жизни.

Книги о монашестве

«Афонский отечник» – это повествование в духе древних патериков о жизни и подвигах современных афонитов – жителей Святой Горы. Их слова исполнены глубины и Божественной мудрости, их аскеза дышит любовью к Богу, их жизнь есть неослабное горение духа... 

На вопрос современного человека: «Можем ли мы исполнить Христовы заповеди в наше время?» – автор книги, монах-святогорец, дает однозначный ответ: «Приидите и видите!».

«Приступая к постригу, мне, при помощи Божией, хотя вкратце, следует объяснить тебе значение воспринимаемого тобою святого ангельского образа. Блажен будешь ты перед ангелами и человеками, когда «Богу содействующу и молитвами святых потщишься подвижнически» соблюсти все обеты, которые лучше исполняются оставившими «все, еже в мире», и всем сердцем желающими работать Богу не по нужде, но добровольно, с любовию, верою, терпя без роптания всё случающееся до последнего своего вздоха, отсе­кая свою волю, ни в чем не оправдываясь и не противясь изменяющимся обстоятельствам и скорбностям иноческого жития, но относя их к Божию о нас промышлению для очищения грехов, для испытания (искуса) и будущего воздаяния (венца), как говорят это святые отцы, которые ободряли себя надеждою вечных благ, уготованных Господом нашим для возлюбивших Его всем сердцем, истинно последовавших Ему и послуживших в преподобии и правде всю жизнь...»

«Некоторые говорят, что монахи должны служить миру, чтобы не ели они народный хлеб дурно [даром]; но надо понять, в чем это служение и чем монах должен помогать миру.

Монах — молитвенник за весь мир; он плачет за весь мир; и в этом его главное дело...»

«Я написал это письмо, сшитое в тетрадь, чтобы послать в Афины молодым людям, которые хотят стать монахами и которые много раз просили меня о помощи, потому что, помимо трудностей от плачевного мирского окружения и мирского образа мыслей их родителей, еще большее зло им принесли своими протестантскими идеями некие духовники-иеромонахи, повторяющие всякие нелепости некоторых модернистских монастырей и монахов нашего времени. Однако в конце концов я это письмо не отправил, и одной из самых серьезных причин этого была боязнь сделать Капсалу местом духовного туризма...»

"Памятка иноку" - это общее название наставлений о христианской жизни преосвященного старца архиепископа Варлаама своим духовным чадам. Большая часть их действительно предназначена для иноков, но, по сути, они касаются не только особого образа жизни - монашеского, сколько духовной жизни всех православных христиан, желающих следовать за Христом. Наставления изложены удивительно простым и доступным языком. Отсутствие витиеватости, простота и точность формулировок показывают, что речь идет о главном предмете жизни, о самой важной "науке из наук", по выражению святых отцов - о подвижнической жизни во Христе и стяжании благодати Святого Духа.

Священномученик Серафим (Звездинский) с июня 1925 по июль 1926 (до ссылки в Дивеево) жил в Аносиной пустыни и на монастырском хуторе под Кубинкой. Во время пребывания в монастыре Владыка ежедневно совершал Божественную литургию в храме св. великомученицы Анастасии. Великим постом 1926 года постригал сестер в иночество, а на Пасху всех причащал сам. Проповеди сщмч. Серафима, произнесенные им перед сестрами Аносина монастыря, образно передают значение пострига, монашеских одежд и монашеской жизни вообще.

«Монах я теперь! Как это страшно, непостижимо и странно! Новая одежда, новое имя, новые, доселе неведомые, никогда неведомые думы, новые, никогда не испытанные чувства, новый внутренний мир, новое настроение, все, все новое, весь я новый до мозга костей. Какое дивное и сверхъестественное действие благодати! Всего переплавила она меня, всего преобразила...»