• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
1 марта 2020 года

Прощеное воскресенье

Сейчас, мои дорогие, мы совершим священный обряд взаимного прощения.

Мы должны, как заповедует нам устав церковный, как велит нам наша религиозная совесть, простить друг другу наши взаимные согрешения и взаимные обиды, как бы эти согрешения ни совершены были нами: или делом, или хотя бы мыслью в отношении друг ко другу. Мы должны погасить в своих сердцах пламя озлобления или, если пламени нет, пусть искры озлоблений друг на друга.

Здесь, в храме Божием, мы должны непосредственно простить друг друга взаимным поклонением, взаимным целованием. Дома мы должны просить у своих близких, кто не пришел с нами в святой храм, это взаимное прощение. И если нет около нас тех, кто причинил боль, обиду, зло, или сами мы причинили ему обиду или зло, пусть в этот святой вечер, в эти святые минуты каждый воспомянет в своем сердце о тех, кто обидел нас, кого мы обидели, и помолится о них. Этот обычай взаимного прощения накануне Великого поста в Прощеное воскресенье, знаете вы, обычай, освященный глубокой христианской древностью. Он идет к нам из далеких первых христианских веков. Некоторые из вас знают, как в древних обителях палестинских и египетских, где так высоко стояло подвижничество и труд во спасение души, почти каждый инок становился святым.

В этих обителях в IV-V и последующих христианских веках накануне Великого поста желающие уединенных подвигов иноки, а таких было подавляющее большинство, после молитвы в храме, поклонялись друг другу в ноги, испрашивая прощения и, взяв с собой сушеный хлеб, уходили в самые отдаленные места пустыни, чтобы в одиночестве, наедине с Господом, в молитве и беседе со своим Небесным Отцом в подвигах поста проводить эти спасительные дни перед праздником Святой Пасхи. И перед днем Святой Пасхи вновь сходились иноки в обители, чтобы своим светлым духом торжествовать великий день светлого Христова Воскресения.

Перенесемся мысленно к тем векам древнего христианства.

IV век называется «золотым» веком христианства. В начале этого века равноапостольный Константин после долгих лет гонения на христиан объявил христианство свободной религией. В начале этого века равноапостольная мать Константина — Елена, посетив Святую Землю, построила на дорогих для каждого верующего сердца местах — Рождения, Крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа — святые храмы, очистив и освятив эти священные места после того, как они были осквернены и засыпаны язычниками.

В этом веке христианства состоялись I и II Вселенские Соборы, на которых был составлен исповедуемый и нами всеми Символ веры: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя…»

В этом IV «золотом» веке христианства сияли как яркие звезды на небе церковном великие светильники Церкви Христовой: Василий Великий, Иоанн Златоуст, который скончался в начале V века, Григорий Богослов, Афанасий Великий.

И вот я вспоминаю об этом, чтобы сказать, что один из этих великих светильников, оставивший нам множество своих бесед и проповедей, дошедших до нас, носящий имя Златоустого Иоанна, в одной из этих бесед говорит, обращаясь к православным христианам: «Если ты хочешь с чистым сердцем встретить светлый день Пасхи Христовой, хочешь, чтобы душа твоя очистилась от греховной скверны, ты прежде всего накануне этого поста, которым мы готовимся к светлому празднику Пасхи Христовой, вырви из сердца своего всякое зло».

Так от тех древних христианских времен идет священный обычай «вырвать зло» из своего сердца, прощать друг другу взаимные согрешения и взаимные обиды.

Ведь мы встанем завтра на спасительный путь Великого поста. Начинается то время церковного года, которое зовется в священных песнопениях духовной весной. Наступает время нашего духовного обновления. Святая Церковь в эти дни Великого поста завещает нам особые подвиги. Мы говеем, исповедуем свои согрешения и в другие посты церковного года. Но этот, завтра открывающийся Великий пост требует от нас и усиленного, особенно строгого поста, усиленных молитв, многих поклонов; этот пост сопровождается особыми молитвословиями. И все это для того, чтобы тем глубже мы раскаялись в своих грехах, тем большее очищение от скверн греховных совершали в дни Великого поста.

Святая Церковь идет нам на помощь в этой борьбе с нашими грехами, в этом труде нашем над нашей душой, над очищением ее от скверны. И на конце Великого поста нас ждет тот светозарный день, о котором говорит святой Иоанн Златоуст в вышеприведенных мною словах, и который встретить мы должны с очищенным сердцем, обновленными своей душой, отряхнувшими от ног своих те скверны, которым нередко мы служим, не умея отряхнуть их от себя многие годы.

Тот же Иоанн Златоуст говорит: «Чем чище наше сердце, когда мы встречаем светлый праздник Пасхи, тем он радостнее для нас». Чем светлее, и радостнее, и восторженнее встречаем мы на земле светлый праздник Пасхи, тем большей глубиною радости вечной удостоимся встречать и вечную Пасху в той жизни посмертной, какая откроется перед каждым из нас.

Дорогие мои! Заповедь Христова требует от нас этого взаимного прощения: «Если вы отпускаете людям согрешения их, и Отец Небесный отпустит вам согрешения ваши. А если друг другу не отпускаете, и Отец Небесный не отпустит вам ваших согрешений» (ср.: Мф.6:14-15).

Господь Иисус Христос требует от нас, кающихся грешников, встающих на путь покаяния, жаждущих помилования, просящих у Господа прощения, чтобы и мы взаимно друг другу простили согрешения наши.

Ведь Бог наш есть Бог мира и любви. И можем ли мы называться православными христианами, детьми своего Небесного Отца, если нет мира и любви в наших сердцах? Ведь Спаситель повелел нам называть Себя Отцом Небесным. Как же мы, Его дети, дети одной семьи Небесного Отца, не будем следовать заповеди нашего Божественного Учителя, нашего Спасителя, Начальника нашей веры. Главы нашей Святой Церкви, нашего будущего Судии и праведного Воздаятеля? Как же мы можем иметь в отношении друг друга злобу, взаимные обиды? Прощения требует от нас Господь Иисус Христос.

Когда воскресший Господь Спаситель явился к Своим ученикам, Его первыми словами, которыми Он их приветствовал, были слова: «Мир вам!». Господь сказал этими словами, что мир — это величайшее благо, и величайший долгом каждого из нас является соблюдение мира в своем сердце. Иначе мы недостойны быть наследниками вечного Небесного Божьего Царства.

И святой апостол Павел говорит, что мир — это плод живущего в нас Святаго Духа. Если нет мира, если мы к этому миру не стремимся путем взаимных прощений в согрешениях и обидах, значит, мы далеки от того, чтобы в сердце нашем обитал Дух Святой. А мы, как христиане, — по слову того же апостола Павла, — должны быть храмом живущего в нас Духа Святаго. В сердце нашем должен обитать Дух Святой, как наш Путеводитель к вечному спасению, к вечному Небесному Царству (см.: Гал.5:22; 1Кор.6:19).

И недостойна будет наша молитва перед лицом Господа, если мы будем просить себе у Него помилования, а в сердце все еще будет шевелиться ядовитый червь взаимных оскорблений, взаимной вражды: молитва станет неугодной Господу. Неугодным будет Господу покаяние наше, если мы раскаиваемся во грехах своих, а в сердце своем оставляем память и чувство вражды, а может быть, ненависти и озлобления на ближнего своего. И мы этим чувством оскверняем Святую Вечерю, Святое Таинство Причащения — это величайшее Таинство Любви Божией к нам, если будем подходить к Святой Чаше без взаимной братской любви, не простив до конца друг другу наших взаимных согрешений. И наш пост не будет угодным Господу, если мы будем бояться принять в уста скоромную пищу, а из наших уст будут исходить гнилые, и злые, и лживые слова, и в сердце нашем будут жить зло и обиды.

И вот у порога Великого поста Святая Церковь ждет от нас, чтобы мы, вступая на путь говения, путь поста, великой молитвы и трудов во имя спасения души, сейчас испросили взаимное прощение.

Радость бывает на небе у Ангелов о каждом грешнике кающемся, — сказано в слове Божием (ср.: Лк.15:7). И радость на небе будет и сегодня, когда увидит Небесный Отец и Ангелы небесные и Ангел каждого из нас, что мы из глубины своих сердец, исполняя Божий заповеди и веление нашего сердца, приносим свое искреннее и глубокое друг перед другом раскаяние во всех обидах и согрешениях.

К этому зову вас, мои дорогие, и я, грешный, в своем обращении к вам в этот единственный в году день Прощеного воскресенья!

Да призрит Господь с небес на всех нас, грешных и недостойных, да сподобит нас в эти наступающие дни Великого поста истинного покаяния, прощения во грехах своих и глубокой духовной радости о Господе Спасителе нашем, с Которым так радостно нам жить и с Которым пусть радостно будет уходить из этой жизни в жизнь вечную для вечного соединения с нашим Сладчайшим Спасителем.

Простите и меня, грешного, мои дорогие! Простите за все, чем согрешил против вас словом, делом и помышлением!

Господь да простит и ваши грехи! Будем плакать о грехах своих! Аминь.



≈ Митрополит Николай (Ярушевич)

3 марта 1957 г.

azbyka.ru