• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Таинство Крещения
  • Поминовения
11 января 2018 года

Вифлеемский вертеп — начало пути на Голгофу

Беседа о смысле богослужебных текстов Рождества Христова с иеромонахом Серафимом (Барановым), насельником Никольского монастыря в Саратове, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии.

— Отец Серафим, тропарь любого праздника — это его основная молитва, она раскрывает сущность празднуемого события. Что дает нам понять тропарь Рождества? «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе».

— Событие Рождества Христова в тропаре, составление которого относят к IV веку, раскрывается через понятие света. Света прежде всего не физического, не естественного — света знания, ума, разумения. Ведь Сам Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1, 5). Не случайно евангелист Матфей (4, 16) цитирует пророка Исаию: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис. 9, 2). Явление истинного Света, Который просвещает всякого человека (Ин. 1, 9), есть откровение Бога о Себе — людям, дарование необходимого для их спасения познания. «Возсия мирови свет разума» — засияло для мира солнце знания (понимания). С момента Рождества Христова разум человека получает возможность богопознания, его озаряет теперь Солнце правды (праведности и справедливости).

— А как понимать — «в нем бо звездам служащии звездою учахуся»?

— Перевод: «Ведь при нем (то есть при этом свете) те, кто почитал звезды, от звезды научились». Волхвы с востока, а именно о них идет речь, — это не просто мудрецы и астрономы в остроконечных колпаках, это представители религиозного течения — зороастризма; и они служили, то есть поклонялись (в греческом тексте тропаря причастие «служащие» стоит именно в этом значении — поклоняющиеся божеству) звездам как богам. Через явление новой необычной звезды, приведшей их в Вифлеем, к Богомладенцу Христу эти мудрецы были научены истинной мудрости, истинному вЕдению — поклонению Солнцу правды.

— Что означает «Тебе ведети с высоты Востока»?

— На современном русском это будет звучать так: «И познать, что Ты — Восход свыше». Восход свыше, или по другому переводу «Восходящее Светило», — это ветхозаветный образ грядущего Мессии-Спасителя. Язычникам-волхвам во Младенце Иисусе открывается не новое божество-светило, но единственное Солнце. Озарение истинным светом познания приводит этих людей, а вместе с ними и всех нас, к вере в ожидаемого Спасителя мира, истинного Бога — искупителя человечества.

— «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог». Это кондак праздника, он раскрывает смысл тропаря. Что означают трудные слова «пресущественный» и «превечный»?

— Слово «пресущественный» означает «превысший всякой сущности, всякого бытия». «Превечный» — «существовавший прежде начала времен, находящийся вне времени». В конкретный момент человеческой истории пресущественный Сын Божий, превечный Бог рождается от Пресвятой Девы. Обратите внимание: кондак весь как бы соткан из противопоставлений. «Пресущественнаго — раждает». Родиться — значит получить какую-то сущность, начать существовать — ведь нас с вами до нашего рождения не существовало. Как же может родиться Пресущественный? Родиться — значит получить начало своего бытия во времени. Но Дева во времени рождает Того, Кто вне времени — Превечного. Наречие «днесь» означает, что мы — не просто вспоминаем это событие, но переживаем и совершаем его как вневременное. Человек, участвующий в богослужении, поднимается от земного уровня туда, где Сам Бог, туда, где нет ни прошлого, ни будущего, или — где прошлое, настоящее и будущее соединяются в одной точке — днесь.

— В ирмосе 3‑й песни канона поется «Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну и в последняя от Девы воплощенному безсеменно…». Что значит «нетленно»?

— Нетленно — значит не подвержено тлению. Тление — это то, что присуще человеку после грехопадения: он с неизбежностью стареет и умирает. Но если мы обратимся к греческому оригиналу этого текста, мы увидим несколько иной смысл: это греческое слово переводится еще и как «без истечения». То есть — без отделения от Отца. Без разделения сущности — вот почему в Символе веры Сын называется единосущным Отцу. Бог не изменяется с рождением Сына — Бог неизменен. Сын рождается не в какой-то определенный момент, а прежде век — вне времени — чтобы однажды войти в земное время.

— Дальше в кондаке — «…и земля вертеп неприступному приносит».

— Это означает: и земля приносит в дар пещеру Тому, к Кому нельзя подступиться, приблизиться в пространстве, Тому, Кто ни в какое пространство не вместим. «Ангелы с пастырьми славословят» — не великие мира сего, а обычные земные люди в ликовании своем соединяются с ангелами. Нас бо ради — нашего ради спасения — «родися Отроча младо — превечный Бог». Тоже противопоставление: Тот, Кто не имеет возраста, Кто не подвластен времени — становится Младенцем определенного возраста, маленьким беззащитным существом.

— Для чего? С какой целью совершено Боговоплощение? Как понимать слова Рождественского канона — «Истлевша преступлением <…> всего тления суща <…> паки обновляет мудрый Содетель»? Какова связь между грехопадением первого человека и Боговоплощением? Почему Христа называют новым Адамом?

— Главная цель Боговоплощения — это спасение человечества от рабства греху и восстановление его в некогда утраченном высоком достоинстве. Ведь после грехопадения первых людей, потери связи с Богом человеческая природа сделалась духовно мертвенной и телесно тленной. Ради спасения человечества Он, Бог Слово, изволил принять человеческое естество и Свое пречистое Божество с ним соединить. Хрис­тос становится подобным нам во всем — кроме греха, ибо Бог — безгрешен. Именно поэтому Он и может прожить воспринятую им человеческую жизнь так же свято, как жил бы Адам, если бы он не пал. Как через одного Адама грех входит в род человеческий, так через одного Христа спасаются все. Как через первого Адама весь человеческий род становится причастным тлению, так и через второго нового Адама — Хрис­та — этому падшему творению даруется обновление и воссоздание в жизнь вечную. Вот почему православное богословие (вслед за апостолом Павлом) зачастую называет Христа новым Адамом.

— Тоже из канона утрени на Рождество: «В рабех кесаревым повелением написатися покорься, и нас, рабы сущия, врага и греха свободил еси…» В каноне отражено вольное истощание, умаление Божества, Его послушание земным условиям и правилам. А почему это было так, почему Господь не воплотился в великого царя, вождя, чтобы земной властью заставить всех людей жить правильно — для их же блага?

— В Евангелии Господь говорит о Себе, что Он, Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45). Для этого Сын Божий входит в историю человечества, участвует в переписи, организованной правителем Римской империи. Он — не царь, не властитель в земном смысле, Его Царство не от мира сего (Ин. 18, 36). Пренебрегая земными понятиями славы, богатства, почета, к которым так стремится человеческий род, Христос показывает нам, что искать нужно, прежде всего, Царства небесного, а не славы и не власти над другими людьми.

Читая Евангелие, мы видим, что Богочеловек ни в чем, нигде не нарушает воли человека, не умаляет его свободы. Нет в Евангелии ни одного эпизода, в котором бы Иисус кого-либо к чему-то принуждал. Ведь спасение по принуждению невозможно. Вход в Царство Божие — это добровольный свободный выбор человека.

— Светлые песнопения Рождества контрастируют с великопостным богослужением. Великим постом мы почувствуем себя стоящими у Креста; сейчас мы стоим у яслей с Младенцем. Но возле этих яслей мы осеняем себя крестным знамением, как бы свидетельствуя: казнь «Царя иудейского» не есть случайное событие. Младенец родился для того, чтобы пострадать…

— Конечно, Рождество Христово — это, прежде всего, светлый праздник. Неслучайно в некоторых богослужебных книгах он именуется зимней Пасхой. Но, вместе с тем, в строении и содержании песнопений рождественского периода ясно прослеживается параллель с песнопениями Страстной Седмицы. Вот один из многочисленных примеров: «К Тебе утренюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей безстрастно приклоншемуся…» — это ирмос канона Великой пятницы; «К Тебе утренюю, благоутробия ради Себе истощившему непреложно, и зрак раба от Девы носившему…» — а это ирмос канона 5 января, накануне Рождественского сочельника. Почему такое почти полное соответствие текста? Потому, что Рождение было лишь началом того добровольного пути истощания, о котором мы с вами говорили, умаления Божества — кенозиса. А завершением крестного жертвенного пути стала Голгофа. Христос рождается, чтобы пострадать за весь человеческий род.

Газета «Православная вера» № 24 (596)

[Иеромонах Серафим (Баранов), Беседовала Марина Бирюкова]